Переориентация экспорта метанола РФ из Европы в Азию возможна, но снизит маржу предприятий

Вопросы перенаправления сырьевых товаров на новые рынки становятся критически важными для функционирования многих отраслей российской промышленности, в том числе для метанола.

В последние годы весь объем экспорта метанола из России (1.8-2.0 млн т/год, до 47% производства) отгружался в Европу через перевалочные мощности, расположенные не на территории РФ, пишут аналитики ЦЭП "Газпромбанка".

Поэтому вопрос перепрофилирования части перевалочных мощностей на востоке и юге страны, а также в Балтийском бассейне, со светлых нефтепродуктов на метанол, вероятнее всего, будет одним из первоочередных, считают аналитики.

С точки зрения ёмкости рынка – азиатский регион остается перспективным: к примеру, совокупный нетто-импорт метанола Китаем, Индией и Южной Кореей превышал 15 млн т в 2021 г. По себестоимости российские производители остаются крайне конкурентоспособными по сравнению с азиатскими.

К примеру, себестоимость производства продукции российских компаний в несколько раз ниже, чем у китайских производителей, использующих уголь в качестве сырья. В то же время, на рынке Восточной и Южной Азии велика доля присутствия поставщиков с Ближнего Востока, а в последние годы растет и доля США.

Большой объем предложения ближневосточных поставщиков держит спотовые цены на метанол в Китае на относительно низком уровне, а в сентябре 2022 г. в условиях замедления экономики и профицита поставок в Китай, спотовые котировки в портах Китая упали до 324 долл./т.

При этом затраты на логистику до азиатских рынков, как минимум, на четверть превышают уровень затрат на поставки в Европу.

"Таким образом, учитывая основные вводные, переориентация на Восток для российских, традиционно высокорентабельных, производителей метанола возможна, но это неминуемо отразится на марже предприятий на среднесрочном горизонте. С другой стороны, господдержка в виде развития внутреннего рынка и российских отраслей, потребляющих метанол либо в виде субсидирования затрат на логистику в ходе переориентации грузов могли бы нивелировать этот негативный эффект", — отмечают аналитики.

Источник новости: www.polymerbranch.com

Дата:
07.11.2022